Home Педагогу на заметку Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.

Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.

В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу.  Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но, прежде всего от информационных ресурсов.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе с родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.
Из-за большого количества информации появилось много проблем, самой важной из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся становится все труднее.
Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютерной техники и сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги дополнительного образования и методисты  при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, в создании таковых участвуют воспитанники творческих объединений, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и учреждению дополнительного образования детей.
Сегодняшние воспитанники, учреждений дополнительного образования, достаточно активно интересуются информационными и Интернет технологиями, сеть Интернет в данном случае может выступать отличным средством для развития их творческих способностей.
Сеть Интернет позволяет обучающимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.
Определим основные средства информационно-коммуникационных технологий, критерии и показатели их использования.
Под средствами информационно-коммуникационных технологий понимается программное обеспечение, позволяющие собирать, хранить, обрабатывать информацию, обеспечивать коммуникативные связи.
Основными из них являются:
1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet).
2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы).
3. Исследовательские - системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная реальность).
4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли (приложения в социальных сетях).
5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний, умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения для создания диагностических материалов).
7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.
8. Расчетные – приложения, автоматизирующие вычислительные операции.
Определение и содержательное описание средств информационно-коммуникационных технологий позволяет определить принципы выбора и применения данных средств в дополнительном образовании:
1. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе дидактических принципов:
- наглядности – обеспечение учащихся четкой, правдивой информацией, предпочтение инструментов, выполняющих конкретные функции, т.е. выполняют любую четко определенную задачу за одну операцию;
- доступности – использование информации и средств, доступных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, учитывающих особенности ведущей деятельности каждого возраста, интеграции информационно-образовательных ресурсов с традиционными формами и методами обучения (игра, беседа, работой над проектом и др.);
- индивидуализации и дифференциации - обеспечение возможности индивидуального продвижения в освоении учебной информации с учетом интересов и мотивов учащихся;
- дополнительности – информация и методы работы с ней должны дополнять традиционные формы и методы преподавания.
2. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов гуманизации образования:
- обеспечение сотрудничества детей друг с другом, с другими субъектами образовательного процесса,
- вовлечение родителей в образовательный процесс,
- исключение возможности доступа к ИКТ как к вознаграждению,
- исключение навязывания информационно-коммуникационных технологий,
- исключение сцен насилия при использовании информационно-коммуникационных технологий.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов безопасности, в том числе и психологической, здоровьесбережения:
- исключение возможности контроля инструментов ИКТ за ребенком - они не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм,
- интеграция ИКТ с другими видами деятельности – играми, моделированием рисованием т.д., смена видов деятельности,
- четкое ограничение количества времени, проведенного ребенком за компьютером (другим техническим устройством), соответствующее его возрастным особенностям, состоянию здоровья.
Таким образом, в современном образовании определены: сущность и содержание средств информационно-коммуникационных технологий, а также критерии выбора инструментов ИКТ, это определяет возможность активного применения данных технологий в практике дополнительного образования.
Любой обучающийся индивидуален, и осваивает новый учебный материал по-разному. Педагогам приходиться находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. С использованием передовых информационных технологий, сети Интернет, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало намного проще.
Используя информационные технологии, учреждения дополнительного образования поощряют педагогов  на проведение экспериментов, внедряя групповое преподавание, увеличивая продолжительность занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Благодаря интенсивному развитию сети Интернет, информация стала более доступна и намного обширнее. Интернет – это необъятное количество информации, возможность общения с людьми из разных стран, благодаря Интернет можно практически мгновенно получить ответы на интересующие вас вопросы. Несомненно, Интернет несёт в себе огромный потенциал образовательных услуг.
Средства информационных технологий позволяют более наглядно представлять дидактический материал, для более эффективного применения на занятиях в творческих объединениях. Компьютер предоставляет дополнительные средства (использование гипертекста, качественной графики и анимации) использование которых в будущем может вывести процесс обучения на совершенно новый уровень. Электронные учебники являются одним из таких средств. Всё чаще в сети Интернет можно встретить электронные варианты учебников и статей.
Современному обществу требуется не только информационно грамотный человек, но и творчески самостоятельная личность. Поэтому необходимо развивать самостоятельность и творческие способности обучающихся.              Данную задачу можно реализовать средствами информационных технологий, вовлекая обучающихся  в создание электронных учебников для образовательного учреждения.
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной.

 Зам.директора по УВР Соловьева Н.Б.