Home Педагогу на заметку Как подготовить проект с обучающимися младшего школьного возраста?

Как подготовить проект с обучающимися младшего школьного возраста?

Проектная деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. В проектной деятельности продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, проектирование - это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Так как любой проект связан с прогнозированием, то он может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Как разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта? Какую роль играют родители в проектной деятельности ребенка?

Идея проекта, как правило, рождается у педагога. Но он создает проблемную ситуацию таким образом, что обучающемуся кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне объединения, СЮТ и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, педагогу подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для обучающегося.

Успех проектной деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило "триединства" - сотрудничество педагога, обучающегося  и родителя. Педагог несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Обучающийся и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным считается образование различных комбинаторных групп: педагог + дети, педагог + родители, педагог + дети + родители.

Так, например, два раза в неделю педагог проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования. Один раз в неделю работает схема: педагог + родитель + обучающийся. На таких занятиях уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого. В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны педагога и со стороны родителей. Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Основной целью привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников является сотрудничество и партнерство с собственным ребенком. Поэтому, для того, чтобы родители не принимали на себя функции обучающегося, мы считаем необходимым проведение тематических родительских собраний. На таких собраниях родителям объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся, демонстрируются фрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности обучающихся. Каждый родитель на таких собраниях обязательно получает памятки, содержащие необходимый теоретический и практический материал по сотрудничеству с ребенком. Если говорить о роли и формах участия родителей в проектной деятельности младших школьников, то можно выделить следующие из них:

1. Мотивационная поддержка. Данная поддержка требуется обучающимся на различных этапах проектной деятельности и заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.

2. Информационная поддержка. Данная поддержка актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель не только сам является источником информации для ребенка, но и становится помощником в поиске нужных сведений в книгах, в периодической печати, в сети Интернет.

3. Организационная поддержка. В силу возрастных особенностей обучающихся младших классов данная поддержка является одной из самых необходимых: сопровождение в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора информации, помощь в правильном распределении времени и нагрузки в процессе подготовки проекта.

4. Техническая поддержка. Данная поддержка подразумевает участие родителей в проведении фото- и видеосъемок, в монтаже материалов, в подготовке компьютерных презентаций, в техническом оснащении докладов.

5. Поддержка в самооценке проекта. Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе: что получается не так, почему, как исправить; что самое трудное, интересное и полезное в выполнении проекта. В конце работы совместно обсуждаются достоинства и недочеты работы, отмечаются реальные достижения ребенка.

Хотелось бы отметить и то, что педагогу важно привлечение родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребенка дополняют представления педагога, помогают ему оптимизировать проектную деятельность своих обучающихся и сделать ее личностно-ориентированной.

Технология  работы над проектами,  включает в себя следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы детей, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед объединением с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности обучающихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Осуществляется рефлексия, самооценка проделанной работы.

В заключение отметим, что важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в проектную деятельность, так как данный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность обучающихся - это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, способствует развитию интеллектуальных возможностей и творческой самореализации личности обучающихся. А сотрудничество педагога, обучающегося и родителей в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.

Заместитель директора по УВР Соловьева Н.Б.

Баннер
Баннер
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Баннер