Home Педагогу на заметку

Педагогу на заметку

Родительское собрание на тему «Безопасность на дороге»

 

Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

- Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

- Обратить их внимание на психологический аспект проблемы.

- Познакомить родителей  с методами обучения детей ПДД,

 

Предварительная подготовка к собранию:

- Заполнение обучающимися анкеты по ПДД за неделю до проведения собрания.

- Изготовление памяток для родителей по ПДД.

- Подготовка мультимедийной презентации, подготовка реквизитов к  играм.

План проведения собрания.

  1. Актуальность выбранной темы
  2. Игра для родителей «Знатоки ПДД» (работа в группах).
  3. Результаты анкетирования обучающихся.
  4. Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.
  5. Составление памяток для детей (работа в группах).
  6. Обыгрывание дорожных ситуаций (Дорожные ловушки), с последующим анализом (работа в группах).
  7. Демонстрация компьютерной игры «НЕ игра».
  8. Памятка для родителей по ПДД.

Ход собрания:

1.  Актуальность выбранной темы.

Хотите ли вы, не хотите ли…

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

Показ видео ролика (эмоциональный настрой аудитории)

Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.    (Статистика по Свердловской области за год, в сравнении с предыдущим).

А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.

На этом собрании мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.

Прежде всего, родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.

Поэтому, следует  своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.  А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Недавно было проведено анкетирование с вашими детьми по правилам дорожного движения,  с результатами я вас познакомлю позже,  а сейчас предлагаю вам ответить на  те же  вопросы,  но в виде Игры.

(Чтобы обсуждение вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма с родителями было более содержательным и живым,  используется такой  активный метод работы – игра).

2. Игра для родителей «Знатоки ПДД» (работа в группах).

(Предлагаемые вопросы помогут обеспечить неформальный характер общения, активизировать имеющиеся у взрослых знания о дорожных правилах, их личный опыт и умение ориентироваться в различных дорожных ситуациях.  Кроме того, пополнят практические знания взрослых в  дорожной грамотности).

3. Результаты анкетирования обучающихся.

(Общий анализ по каждому вопросу анкеты; знакомство родителей с анкетой своего ребенка для последующей работы по рекомендациям)

4. Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок:

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

Помните!  Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

•   наблюдать за дорогой;
•   правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
•   видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.

Наблюдать за дорогой.

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину  издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять,  какая  едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Правильно оценивать дорожную обстановку

Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому,  что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Правило № 1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Правило № 2

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Правило № 3

И у светофора можно встретить опасность!

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

Правило № 4

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Правило № 5

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

Правило № 6

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и  у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах,  значит,  в ваш дом не придёт беда.

В этой беседе хочется обратить ваше внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

  • Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
  • Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
  • Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
  • Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;
  • У них искажено восприятие размеров транспортных средств и т.п.

(Психолог  В. АРУТЮНЯН в статье «Маленький «мыслитель» и дорога»)

 

  1. 5. Составление памяток для детей (работа в группах).

Сейчас мы с вами разработаем и составим памятки для наших детей. Для детей-пешеходов. Для детей-пассажиров. Для велосипедистов. Этот метод вы можете применить и для обучения вашего ребенка ПДД.

(Можно дать домашние задание родителям – вместе с ребенком закончить и оформить памятки, затем принести в школу, для последующей организации выставки в классе).

  1. 6. Обыгрывание дорожных ситуаций (Дорожные ловушки), с последующим анализом (работа в группах).

Следующий метод так же является обучающим, который применяется и в работе с детьми. На столах у вас находятся карточки с описанием дорожных ситуаций, в которых может оказаться ваш ребенок. Надо найти правильное выход (решение) из «дорожной ловушки».

(Можно дать домашние задание родителям – вместе с ребенком найти в жизненной ситуации «дорожную ловушку», проанализировать,  почему она является опасной,  и определить правильное поведение,  затем оформить  в виде рисованного рассказа. Принести рисунки в школу,  и  организовать выставку в классе.).

  1. 7. Демонстрация компьютерной игры «НЕ игра».

(Знакомство родителей с информационными технологиями по изучению ПДД, с помощью которых их совместный досуг с ребенком, можно превратить в увлекательную, а главное полезную игру).

Компьютерная игра «НЕ игра» является обучающейся программой. С помощью игры ребенок может изучать, вспоминать или пополнять свои знания по ПДД.  (Так же можно подготовить и раздать родителям информацию о полезных ссылках на ресурсы Интернета).

  1. 8. Памятка для родителей по ПДД.  

(Подготовить и раздать каждому родителю).

 

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка  для родителей.

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
  • Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
  • Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.

 

Памятка  для детей-пешеходов.

  • Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
  • Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра». Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
  • Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
  • Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный сигнал для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – посмотри, остановились ли все машины, потом иди. Никогда не переходи улицу на красный сигнал, даже если машин поблизости нет.
  • Как только загорелся зеленый сигнал светофора, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно. Переходи, а не перебегай!
  • Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что не успеешь сделать даже шага назад.
  • Намного безопасней, если ты и водитель видите друг друга издалека. Тогда и он успеет затормозить заранее, и ты сможешь вовремя остановиться. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома – в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина. Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек – всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.
  • Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках.

Знай, правила безопасности пешеходов,

не нарушай их, научись применять в жизни!

 

Ситуации для обсуждения

Ситуация: Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал грузовик. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.

Вопрос: Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?

Ответ: Ребенок мог попасть в ДТП. Перед переходом проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу необходимо было ребенку остановиться, осмотреться, подождать пока проедет транспортное средство закрывающее обзор проезжей части, убедиться, что все транспортные средства увидели ребенка и остановились, и только потом начинать переход проезжей части.

Ситуация: Ребенок подошел к дороге и находится в отдалении от безопасного места для перехода проезжей части.

Вопрос: Как поступит ребенку в этой ситуации?

Ответ: Нужно пройти на ближайший пешеходный переход или перекресток, если даже ему предстоит отклониться от пути его направления, где и перейдет дорогу.

Ситуация: Подошел ребенок к проезжей части - горит мигающий «зеленый» сигнал светофора.

Вопрос: Безопасно ли начинать переход при «зеленом» мигающем сигнале светофора?

Да, да именно светофор может «ловушкой» для вашего ребенка, и зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. В этой ситуации всем известные стихи про Светофор, которые дети изучают с детского сада «…Свет зеленый говорит: «проходите – Путь открыт»- могут сыграть злую шутку. Разберем ситуацию. Существуют светофоры со Светодиодным табло с обратным отчетом времени горения и без такого табло. Например, горит зеленый для пешеходов, а на цифровом табло ведется отсчет времени, «25» , «24», и так далее. Достаточно времени для перехода? Да. А вот на табло горит цифра «2» или «1» Достаточно времени – Нет, но ведь горит еще зеленый, а пешеходы уже не рискуют - мало времени, дорога достаточно широкая и т.д..  Большинство светофоров не имеют цифрового табло отчета времени – вот вам и ловушка. При обучении детей следует четко объяснить. «Движение разрешает лишь тот зеленый сигнал пешеходного светофора, который загорелся в твоем присутствии, а это значит, что у тебя достаточно времени перейти дорогу». Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет.

 

 

Ситуация: Ребенок сошел с автобуса, ему нужно перейти дорогу.

Вопрос: С какой стороны нужно обходить автобус?

Ответ: Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

 

 

 

Полезные ссылки

  1. http://www.dddgazeta.ru – информационный портал всероссийской газеты «Добрая дорога детства»   ( Газета адресована детям, педагогам, родителям.  Цель публикаций – способствовать уменьшению детского дорожно-транспортного травматизма,  уберечь ребенка от ДТП,  сохранить его жизнь и здоровье,  обеспечив тем самым будущее нашим детям и стране).
  2. http://www.propaganda-bdd.ru/index.php - Центр Пропаганды предлагает вашему вниманию печатную и электронную продукцию:  книги, методические рекомендации, тесты, плакаты, игры, электронные пособия  по профилактике дорожной безопасности для дошкольников, учащихся общеобразовательных учреждений.
  3. http://azbez.com/safety/home - на сайте "Азбука безопасности" вы найдете правила, рекомендации, публикации, советы психологов и профессионалов о безопасности детей и подростков: в доме, в интернете, на водоеме, на дороге, в транспорте, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, психология о безопасности .
  4. http://scshurma.narod.ru/school/sait/sait_pdd/index.htm

Сайт знакомит ребят и их родителей с правилами и знаками дорожного движения, их особенностями и нюансами в необходимом для усвоения объеме, закрепляет знания ПДД в занимательной форме, в том числе и с помощью видеороликов и тестов.

5. http://www.spas-extreme.ru/ - портал детской безопасности «СПАС-ЭКСТРИМ». Игры, комиксы, видео и многое другое.

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a75ead5-3af5-4c31-a0da-9a5b9388db0d/index_listing.html

ИГРА "ВЫБЕРИ МАРШРУТ"

  1. http://www.creativecenter.ru/maint-ddtp-etest.dwp?test=test2

Тест он-лайн для 5-7-классников по ПДД

 

  1. http://www.creativecenter.ru/maint-ddtp-etest.dwp?test=test1

Тест он-лайн для 2-4-классников по ПДД

  1. http://viki.rdf.ru/item/985/

Мультимедийное пособие "На наших улицах и дорогах" предназначен для начальных классов общеобразовательной школы. Данное пособие включает в себя три раздела: "Элементы и виды дорог", "Виды перекрестков", "Проверь себя". Пособие можно использовать при проведении занятий по Правилам дорожного движения (ПДД), классных часах, а также индивидуально дома.

  1. http://skazochnaya.ru/index.php?newsid=35084

Игра «По дороге со Смешариками» - это весёлый интерактивный мультфильм-учебник по правилам дорожного движения для малышей.

  1. http://de.3dn.ru/publ/43

Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников

  1. http://pdd24.ru/index.html

Лаборатория безопасности дорожного движения «Дорога безопасности». Страничка для учителей, страничка для родителей.

  1. http://www.igraza.ru/page-1-1-18.html

Ребусы по ПДД. В данных ребусах зашифрованы термины, связанные с ПДД.

 

Зам директора по УВР Соловьева Н.Б.

Как подготовить проект с обучающимися младшего школьного возраста?

Проектная деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. В проектной деятельности продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, проектирование - это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Так как любой проект связан с прогнозированием, то он может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Как разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта? Какую роль играют родители в проектной деятельности ребенка?

Идея проекта, как правило, рождается у педагога. Но он создает проблемную ситуацию таким образом, что обучающемуся кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне объединения, СЮТ и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, педагогу подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для обучающегося.

Успех проектной деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило "триединства" - сотрудничество педагога, обучающегося  и родителя. Педагог несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Обучающийся и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным считается образование различных комбинаторных групп: педагог + дети, педагог + родители, педагог + дети + родители.

Так, например, два раза в неделю педагог проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования. Один раз в неделю работает схема: педагог + родитель + обучающийся. На таких занятиях уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого. В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны педагога и со стороны родителей. Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.

Основной целью привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников является сотрудничество и партнерство с собственным ребенком. Поэтому, для того, чтобы родители не принимали на себя функции обучающегося, мы считаем необходимым проведение тематических родительских собраний. На таких собраниях родителям объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся, демонстрируются фрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности обучающихся. Каждый родитель на таких собраниях обязательно получает памятки, содержащие необходимый теоретический и практический материал по сотрудничеству с ребенком. Если говорить о роли и формах участия родителей в проектной деятельности младших школьников, то можно выделить следующие из них:

1. Мотивационная поддержка. Данная поддержка требуется обучающимся на различных этапах проектной деятельности и заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.

2. Информационная поддержка. Данная поддержка актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель не только сам является источником информации для ребенка, но и становится помощником в поиске нужных сведений в книгах, в периодической печати, в сети Интернет.

3. Организационная поддержка. В силу возрастных особенностей обучающихся младших классов данная поддержка является одной из самых необходимых: сопровождение в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора информации, помощь в правильном распределении времени и нагрузки в процессе подготовки проекта.

4. Техническая поддержка. Данная поддержка подразумевает участие родителей в проведении фото- и видеосъемок, в монтаже материалов, в подготовке компьютерных презентаций, в техническом оснащении докладов.

5. Поддержка в самооценке проекта. Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе: что получается не так, почему, как исправить; что самое трудное, интересное и полезное в выполнении проекта. В конце работы совместно обсуждаются достоинства и недочеты работы, отмечаются реальные достижения ребенка.

Хотелось бы отметить и то, что педагогу важно привлечение родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребенка дополняют представления педагога, помогают ему оптимизировать проектную деятельность своих обучающихся и сделать ее личностно-ориентированной.

Технология  работы над проектами,  включает в себя следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы детей, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед объединением с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности обучающихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Осуществляется рефлексия, самооценка проделанной работы.

В заключение отметим, что важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в проектную деятельность, так как данный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность обучающихся - это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, способствует развитию интеллектуальных возможностей и творческой самореализации личности обучающихся. А сотрудничество педагога, обучающегося и родителей в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.

Заместитель директора по УВР Соловьева Н.Б.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ

-       Титульный слайд

-       Оглавление

-       Учебный материал

-       Словарь терминов

-       Справочная система по работе с управляющими элементами

-       Система контроля знаний

-       Информационные ресурсы по теме

 

ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД:

-       название темы;

-       информацию об образовательном учреждении;

-       сведения об авторе;

-       дату разработки.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

 

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ:

  • каждый слайд презентации должен иметь краткий и «ёмкий» заголовок. Точки в заголовках отсутствуют;
  • максимальная информативность текста, сжатость и краткость изложения:

- короткие предложения,

- одинаковая временная форма глаголов,

- минимум предлогов, наречий, прилагательных;

  • размещение на слайде понятий, определений, терминов, которые необходимо зафиксировать в рабочих тетрадях обучающихся;
  • отдельный слайд (группа слайдов) должен содержать законченную мысль;
  • каждое положение (каждая идея) - отдельный абзац текста. Формулировка идеи абзаца в первой строке (лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
  • наличие маркированных и нумерованных списков;
  • предъявление материала в табличном (матричном) формате (позволяет в компактной форме наглядно показать связи между различными понятиями);
  • размещение таблиц на одном экране, разбивка больших таблиц на несколько мелких; замена таблиц графиками;
  • тщательная проверка всей вербальной информации на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

 

ОБЪЁМ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА СЛАЙДЕ:

  • поле экрана целесообразно заполнять зрительной информацией не более чем на 75%;
  • материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно;
  • текст, размещенный на слайде,  должен быть хорошо виден и удобочитаем;
  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  • наиболее важную информацию рекомендуется размещать в центре слайда;
  • не перегружать слайды большим объёмом информации (человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений);
  • наибольшая эффективность достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде;
  • лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых.

 

ТРЕБОВАНИЕ К ВИЗУАЛЬНОМУ РЯДУ:

  • графика должна органично дополнять текст (соответствие содержанию и возрасту);
  • использование качественных изображений, обрезки и сжатия рисунков;
  • лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться;
  • если на слайде располагается рисунок (картинка), надпись должна  находиться под ним;
  • во время  показа презентации очень эффектны «воздействующие слайды», например, рисунок, который можно оставить на экране после окончания презентации.

 

ВЫБОР ШРИФТОВ ДЛЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ:

  • нецелесообразно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Лучше всего ограничиться использованием двух шрифтов для всей презентации:

- основной текст презентации шрифт Times New Roman,

- заголовок слайда – Arial;

Шрифт (рубленый шрифт Arial)

Шрифт (серифный шрифт Times New Roman)

  • размер букв, цифр, знаков на слайде определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последнего ряда парт:

- для заголовков — не менее 24 пт

(пункт – единица измерения шрифта; 1 пт = 0,376 мм),

- для информации — не менее 18 пт;

  • важный дизайнерский прием работы с текстом – выравнивание;
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
  • для выделения информации не следует злоупотреблять прописными буквами. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные (чаще всего используются для заголовка).

 

Одна из проблем при создании медиатекста — многочисленные выделения, выполненные с одновременным использованием разных способов (заглавные буквы, подчёркивание, шрифт, цвет, размер, жирность, курсив).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  • Информационный дизайн — это не только наука, но и творчество.
  • Нельзя считать дизайн творчеством, у которого нет правил.
  • Правильный дизайн заботится о том, чтобы педагогические программные средства  были не просто красивы, но и удобны в использовании.

Дизайн педагогического программного средства оказывает влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей.

СТИЛЬ:

  • соблюдайте единый стиль оформления презентации;
  • выбранный дизайн должен соответствовать содержанию материала; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, рисунками).

ЦВЕТОВАЯ СХЕМА:

  • цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах;
  • цветовая схема презентации состоит из трех главных функциональных цветов:

- для фона,

- для заголовков,

- для текста.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА:

  • стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):

- красный,

- оранжевый,

- жёлтый;

  • дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают,  умиротворяют:

- светлые оттенки зелёного,

- розовый,

- голубой,

- отчасти белый;

  • нейтральные цвета считаются наиболее эргономичными:

- зелёный,

- синий,

- светло-коричневый

- светло-розовый,

- серовато-голубоватый;

  • цвета, вызывающие неуверенность, тревогу, утомление:

- лиловый,

- фиолетовый;

  • угнетающие цвета:

- тёмно-коричневый,

- чёрный.

 

 

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ НА СЛАЙДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:

  • фон является элементом заднего (второго)  плана, должен выделять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде;
  • одним из сильнейших средств выразительности признается белое пространство  — признак стиля;
  • для фона предпочтительней выбирать более холодные тона (например, синий или зеленый);
  • фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;
  • если фоновый рисунок необходим (несёт смысловую нагрузку), следует использовать однотонные рисунки или располагать текст на цветной подложке;
  • цвета фона и шрифта на слайде должны контрастировать: если фон светлый, то шрифт должен быть темным и наоборот (первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше);
  • более эргономичными считаются следующие сочетания цветов шрифта и фона:

- чёрный цвет шрифта на белом фоне,

- чёрный цвет шрифта на светло-сером, светло-голубом, светло-розовом, светло-зелёном, серо-голубом фоне,

- белый цвет шрифта на темно-синем или тёмно-зелёном фоне,

- тёмно-синий и тёмно-зелёный цвет шрифта на белом фоне,

- тёмно-коричневый цвет шрифта на бежевом фоне;

  • следует обращать особое внимание на цвет гиперссылок (до и после их использования);

 

НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

Цветовая гармония достигается сочетанием цветов, которые расположены в вершинах треугольника, вписанного в цветовой круг. Поворачивая треугольник внутри круга подбирается любое гармоничное сочетание цветов.

 

ЦВЕТОВАЯ СХЕМА. СОВЕТЫ:

  • некоторые пары цветов могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
  • не следует злоупотреблять красным цветом: его длительное использование вызывает  быстрое утомление;
  • пользуйтесь на первых порах готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ:

  • звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план;
  • движущийся (анимированный) объект оказывает отвлекающее воздействие;
  • не злоупотреблять различными анимационными эффектами: быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи отвлекают или вызывают раздражение;
  • включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков приводит к снижению производительности обучения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ НАВИГАЦИИ:

-       –работоспособность элементов навигации;

-       –качество интерфейса;

-       –целесообразность и рациональность использования навигации.

 

ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

-       Количество текста: 7 – 13 строк.

-       Список: 5 –  6 пунктов (не более 5 – 6 слов).

-       Размер шрифта: не менее 24 (заголовок),              не менее 18 (обычный текст).

-       Цветовое равновесие: не более 3 – 4 цветов на слайде.

-       Диаграммы – не более 3.

-       Картинки – не более 3.

-       Схемы – 1 по центру.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Лазарев, Д. Презентация: Лучше один раз увидеть! [Текст] / Д.Лазарев. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. -142с.

 

Материалы сайтов:

http://docs.google.com

http://powerlexis.ru

http://www.openclass.ru

http://odinokova2.narod.ru/

http://wiki.iteach.ru/

http://rrrc.roslobr.ru/

 

Документация педагога дополнительного образования

Учебно-воспитательная работа педагогов обеспечивается системой взаимосвязанных программно-методических документов, составляющих их документационную базу. Данные материалы призваны помочь педагогам дополнительного образования систематизировать знания педагогов  о порядке ведения документации, разобраться с возникающими трудностями. 

Номенклатура дел педагога дополнительного образования.

Документ, по определению ГОСТ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, а с юридической точки зрения, представляет собой одну из форм права.

Важно не только знать, как правильно составить и оформить документ, но и уметь организовать работу с ним.

Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законом и является средством укрепления контроля и законности деятельности учреждения, его подразделений и всех должностных лиц.

Таким образом, в работу с документами в любом учреждении в той или иной степени вовлечены все работники, независимо от того, к какой категории они относятся. Различие заключается только в характере работы с документами.

От технологии организации работы с документами и от качества создаваемых документов зависит не только оперативность и эффективность работы, но и общие показатели результатов деятельности педагога в частности и учреждения в целом.

Планирование своей деятельности педагог осуществляет посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время, эффективно отслеживать результаты.

Главным правилом является то, что при разработке учебной документации всех уровней педагог должен руководствоваться нормативными документами и инструкциями Министерства образования и науки, а так же Уставом образовательного учреждения.

Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную.

К основной учебной документации относятся:

  • образовательная программа;
  • календарно-тематические планы;
  • планы занятий;
  • сценарии воспитательных мероприятий;
  • расписание занятий;
  • списки воспитанников;
  • журнал учета работы объединения в системе ДОД;
  • медицинские справки о допуске к занятиям обучающихся (по направлениям, предписанным СанПин 2.4.4.1251-03);
  • заявления родителей воспитанников 1 года обучения;
  • журналы инструктажа обучающихся, воспитанников по ППБ, ПДД, при возникновении ЧС и охране труда.

В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.

Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса.

  • Должностная инструкция.
  • Выдержки из Устава учреждения и правил внутреннего распорядка.
  • Инструкции по ТБ, ПДД, ППБ и охране труда.
  • Протоколы родительских собраний.
  • Портфолио педагога.
  • Отчеты о выполнении образовательной программы.
  • Методические материалы, учебно-методические пособия по реализации образовательной программы.

 

Документация педагога дополнительного образования, обязательная для составления портфолио к аттестации:

  • Дополнительная образовательная программа.
  • Рецензия к программе.
  • Анализ ДОП.
  • Заполненные диагностические материалы (на начало и конец каждого года с выводами и % усвоения программы воспитанниками).
  • План воспитательной работы на каждый год.
  • Программы и сценарии мероприятий согласно плана воспитательной работы.
  • Журнал консультаций с родителями (тетрадь, прошита, пронумерована).
  • Журнал протоколов родительских собраний (тетрадь, прошита, пронумерована).
  • Программы и сценарии мероприятий, согласно плана работы с родителями.
  • Материалы анкетирования родителей.
  • Памятки для родителей.
  • Публичное представление собственного опыта работы (не менее 2 занятий/мероприятий).
  • Выступления на МО, Педмастерских, программы мероприятий и мастер-классов.
  • Результаты  участия в профессиональных педагогических конкурсах.
  • Результаты участия воспитанников в конкурсах (будут учитываться уровень и количество участников).
  • Общественная активность педагога.
  • Использование Интернет-ресурсов (скриншоты сайтов), публикации на сайте СЮТ.
  • Публикации педагога в СМИ.
  • Презентации, фото и видеоматериалы записываются на диск, прилагаются к Портфолио педагога.
  • Материалы  участия педагога в проектах УДОД
Еще статьи...